Ульяна Супрун о медицинской реформе, судьбу врачей, медсестер, пациентов и украинские дороги

  1. Есть ли политическая воля для проведения реформ?
  2. Преодоление коррупции и увеличение прозрачности в медицине
  3. Медицинская помощь для социально незащищенных слоев населения
  4. Евроинтеграционные процессы в Минздраве
  5. Вызов врача на дом - быть или не быть?
  6. О благотворительных фондах и больничные кассы
  7. Оплата труда врачей, медицинских сестер и их роль в новой системе
  8. Во что необходимо инвестировать дополнительно?

Резюме. 5 мая 2017 в помещении Американского дома, что в Киеве (America House Kyiv), состоялась презентация медицинской реформы, проведение которой активно анонсируется в последнее время Правительством, с участием исполняющего обязанности министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун.

К участию в обсуждении были приглашены все желающие К участию в обсуждении были приглашены все желающие. Информацию о мероприятии распространяли в социальной сети Facebook, в которой люди, не равнодушные к реформированию медицины в Украине, могли задать вопрос в режиме online.

С приветственным словом к собравшимся и online-аудитории обратилась госпожа Кристи Энн Хофланд (Christi Anne Hofland), директор America House Kyiv, отметив, что проблема медицины является чрезвычайно актуальной и чувствительной. Эта встреча может дать ответы на такие вопросы, как: что изменится в области здравоохранения, как медицинская реформа будет влиять на граждан и чего ожидать медицинским работникам?

Есть ли политическая воля для проведения реформ?

Марьяна Гулевич, координатор мероприятий и партнерств America House Kyiv, модератор встречи, отметила, что В Марьяна Гулевич, координатор мероприятий и партнерств America House Kyiv, модератор встречи, отметила, что В. Супрун является инициатором многих реформ и нововведений в здравоохранении, и сразу поставила вопрос, есть ли сегодня в стране политическая воля для внедрения всех этих новаций и для искоренения коррупции в системе здравоохранения, о которой так часто говорит исполняющий обязанности министра?

В В. Супрун, исполняющий обязанности министра здравоохранения Украины, подчеркнула самое главное - политическая воля у граждан Украины есть. «Именно граждане Украины должны иметь волю на то, чтобы изменить систему, и требовать таких изменений от политиков. Политики должны выполнять требования граждан. Указано, что основной целью реформы здравоохранения является стабильность и прозрачность в предоставлении и получении медицинской помощи. Это означает, что врач не должен будет платить деньги главному врачу, чтобы устроиться на работу, а пациент не должен давать деньги врачу в карман, а должен платить только определенную государством сооплаты за некоторые виды медицинских услуг через кассу. Врач получать достойную зарплату, а граждане не будут бояться обращаться за помощью из-за нехватки денег, и семьям не нужно будет продавать квартиры, чтобы получить медицинскую помощь в сложных случаях, требующих дорогостоящего лечения. Так есть в Европе, и так должно быть в Украине », - сообщила руководительница Министерства здравоохранения (МЗ) Украины.

По искоренению коррупции указано, что 28 апреля 2017 МЗ Украины и Национальное антикоррупционное бюро Украины подписали соответствующий меморандум .

Поэтому политическая воля на сегодня у Кабинета Министров и граждан Украины, поэтому судьба реформы теперь вполне зависит от Верховной Рады Украины .

Преодоление коррупции и увеличение прозрачности в медицине

Существенную роль в преодолении коррупции и увеличении прозрачности в системе здравоохранения должны сыграть, по мнению чиновника, новые правила назначения главных врачей, а именно из-за проведения прозрачных конкурсов, на которых претенденты должны подать информацию о себе, своем опыте и план развития медицинского учреждения , свое видение этого. Тогда можно будет на открытом конкурсе выбрать лучшего из лучших.

Также сейчас завершается представление нового классификатора на должность администратора, административного директора больницы. То есть будет отдельный главный врач и отдельный административный директор, который будет заниматься хозяйственными и финансовыми вопросами.

также создается электронная система здравоохранения , Которая будет содержать реестр пациентов, врачей и учреждений здравоохранения. У каждого пациента будет электронная карточка здравоохранения, и врач сможет посмотреть всю его историю в любом городе, где есть доступ к компьютеру (или другого гаджета - Прим. Ред.). Пациенту не нужно будет носить бумажки в больницу, вся информация в реестре будет собственностью именно пациента, а не системы здравоохранения или государства. Когда МОЗ Украины необходимо будет просмотреть статистику, то доступа к персональным данным не будет. Доступной лишь общая статистическая информация, чтобы Министерство могло планировать закупку лекарств, финансирование больниц, изменения программ профилактики и тому подобное.

Но наибольшую прозрачность в системе здравоохранения, по словам В. Супрун, обеспечит создание Национальной службы здоровья. Там будут аккумулированы средства, которые сейчас распределяются в виде субвенции. Фактически деньги будут оставаться на счетах государственного казначейства, но будет создана новая структура, которая станет распорядителем этих средств. Когда пациент выберет больницу и врача, к которому он будет обращаться за медицинской услугой, Национальная служба здоровья перечислять этой больнице и / или врачу соответствующие средства. Прозрачность будет заключаться в том, что можно будет четко понимать, на что потрачена каждая копейка, куда отправлены деньги, на какие услуги, при котором пациента, в какую больницу. «Мы сможем отчитываться перед обществом, куда расходуются средства, которые люди платят за налоги: сколько пациентов пролечено, лекарственные средства закуплено, какие результаты. Демонстрировать не только процесс, а результат всего, что мы делаем. Прозрачность в системе финансирования скорее всего покажет, что имеющиеся средства в системе здравоохранения могут быть более эффективно использованы. Кроме того, видя реальную картину и зная об актуальных необходимости, можно будет обоснованно требовать от Министерства финансов и Кабинета Министров Украины увеличение финансирования там, где его недостаточно, в том числе на повышение оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала. Постепенно 5-7% внутреннего валового продукта должно пойти на здравоохранение, как это происходит в развитых странах. Однако сейчас бросать деньги в «черную дыру» старой системы здравоохранения, не зная, куда идти, - неправильно », - отметила и.о. министра здравоохранения Украины.

Отвечая на вопрос, как электронную систему здравоохранения унифицировать по всей стране и как ее вообще воплощать в регионах, маленьких городках и селах, В. Супрун напомнила, что над созданием системы eHealth работа продолжается уже почти год. Этот процесс примерно подобный тому, как создавался сервис публичных закупок ProZorro. Однако электронная система здравоохранения гораздо сложнее. Ведь это не только закупки, но и большое количество другой информации и отчетностей. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность присоединения тех многих локальных электронных систем здравоохранения, которые уже действуют в различных регионах, в национальный реестр. На сегодня при МОЗ Украины создан проектный офис , Который работает только на электронную систему здравоохранения, уже разработаны и представлены минимальный жизнеспособный продукт . Его пока протестировано, и несколько врачей научились им пользоваться. Продолжается работа над его усовершенствованием для упрощения работы врачей и экономии их времени.

Поэтому сегодня очень важно, чтобы с 1 июля 2017 началась реформа финансирования здравоохранения в первичном звене. Это зависит от того, проголосуют в парламенте за представленные МОЗ Украины законопроекты . Тогда при заключении договора с пациентами врачи первичного звена вносить данные в систему, которая станет началом формирования национального реестра, в который смогут подключаться уже активированы системы (Open source - открытое программное обеспечение - Прим. Ред.), И не надо будет повторно вводить очень много информации.

По маленьких городов и поселков, где нет компьютеров или интернета, В. Супрун отметила, что она лично посетила сотни больниц в разных регионах Украины, начиная от Волновахи и в Львовской области, и выяснила, что в небольших населенных пунктах люди более мощно работают с интернетом. Много где созданы местные реестры. Кроме того, на 2018 в бюджет будут заложены средства на региональные инвестиционные проекты, и было бы хорошо, чтобы это были именно проекты по развитию и материально-технического обеспечения eHealth.

«Необходимо закупить компьютеры, оборудование, обеспечить доступ к интернету и тому подобное. Хорошим примером является Полтавская и Житомирская области. Кроме того, у большинства людей есть смартфоны, которые подключены к мобильному интернету - этим можно воспользоваться для передачи информации и регистрации. Служение врача - заниматься пациентами, а не использовать свое время на заполнение бумажной отчетности », - отметила чиновник.

Медицинская помощь для социально незащищенных слоев населения

О том, как смогут получать медицинскую помощь люди, у которых малый доход или небольшая пенсия, В. Супрун отметила, что идея государственного страхования предусматривает финансирование услуги вместо финансирования существование больниц. Страхование может быть частным, когда мы сами платим, может быть системой, по которой платят работодатели, профсоюзы, или государственным, когда платит государство. В Украине это будет система государственного финансирования. То есть другой способ использования тех средств, собранных в качестве налогов. Эти финансовые ресурсы будут направляться на оплату услуги. На первичном звене будет осуществляться финансирование за каждого прикрепленного пациента. Пациент ничего не платить врачу первичного звена, его труд оплачивать государство. Экстренная медицинская помощь и паллиативная помощь также покрываться за счет государства .

«Наши налоги уже оплачивают это. На вторичной звене будет происходить финансирование услуги. Если потребуется сооплаты, то для помощи льготным категориям (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) будут создаваться дополнительные программы. Очень важно также понять, что все это будет сделано по единому тарифу для всей страны. Это будет ежегодно меняться в зависимости от того, сколько государство сможет заплатить за определенные услуги. Когда мы сможем перевести в прозрачное поле теневую систему здравоохранения, которая не облагается налогом, где есть наличные платежи из одного кармана в другой, то все будут видеть, сколько на самом деле средств является в системе здравоохранения, и они будут выплачиваться через государственное страхования уже открыто. Мы будем понимать, сколько денег нужно, будем облагать те средства и сможем оценить, сколько действительно нам нужно ».

Относительно гарантий того, что единых тарифов, установленных государством, все будут соблюдать, и средства пойдут официальным путем, а не через карман, указано, что в Украине пока нет никакой системы для контроля за этими средствами. Когда больницы или врачи берут дополнительные деньги с пациентов, единственное, что можно сделать, чтобы остановить это, - написать заявление в полицию, а полиция проводить следственные действия. Такое очень редко происходит и не будет происходить. Когда будет действовать Национальная служба здоровья, больница или врач направления подписывать контракт с ней, по которому обязуются не брать средств помимо того, что покрывает государственное страхование. Если они не будут этого придерживаться, требовать дополнительные средства, а пациенты на них жаловаться, контракт с ними будет расторгнут. Это единственное, что можно сделать, поскольку в Украине нет лицензирования медицинских работников и возможности отобрать лицензию у врача. Также это позволит контролировать соблюдение протоколов если протоколы не будут соблюдаться, то врач или медицинское учреждение не получит финансирование от государства в рамках гарантированного пакета.

Евроинтеграционные процессы в Минздраве

Относительно евроинтеграционных процессов в сфере здравоохранения сказано, что необходимо прежде всего переписать нормативные акты для их гармонизации с документацией Европейского Союза. Во-вторых - изменить Министерство. На сегодня Минздрав Украины не функционирует как европейское министерство здравоохранения. МОЗ Украины вынуждено заниматься содержанием своих больниц, лечением пациентов - этого не должно быть. В европейской системе министерство здравоохранения определяет общую политику в этой области, занимается общественным здоровьем и регуляцией, устанавливает правила и обеспечивает их соблюдение.

В области лечения - это клинические протоколы. Требование пациентов перейти на более современные лечебные протоколы уже выполняется .

В сфере общественного здоровья необходимо постоянно работать и приближаться к Европе так же, как и Европа постоянно работает над совершенствованием системы общественного здоровья. Для этого сегодня созданы и работают Центр общественного здоровья МЗ Украины, одобрен соответствующую концепцию, наработан проекты нормативных актов. Все это касается профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также по биобезопасности.

«На сегодняшний день существует большая проблема с Центром общественного здоровья, потому что есть 19 структур, которые имеют слиться в одну. В этих структурах очень много работников, лабораторий, высокий уровень бюрократии, большая инфраструктура, и мы должны это все как-то свести в одно. Это требование законодательства, а наша ответственность - подать в Верховную Раду законопроект об общественном здоровье », - сообщила В. Супрун.

Вызов врача на дом - быть или не быть?

Отвечая на вопрос, предполагает реформа отмены вызова врача на дом, глава МОЗ Украины отметила, что к больным, которые не могут прийти к медицинскому работнику по объективным причинам, обязательно будет приходить или приезжать врач или медицинская сестра или фельдшер - в зависимости от ситуации. Однако пациентов необходимо информировать, при каких обстоятельствах вызов врача на дом оправдано, - это также работа и ответственность первичного звена оказания медицинской помощи.

«Мы должны осознать как пациенты, мы можем встать и пойти к врачу. Приезжать к людям с низкой температурой - это неправильно. Это неуважение к врачам. Я думаю, что мы должны немного изменить свой менталитет и думать не только за себя, но и о других. Поэтому мы не исключаем вызовы. Мы за просветительскую работу среди пациентов, чтобы они различали профильным и непрофильным. Когда нужно вызывать, когда нет. Кроме просветительской работы, очень важна коммуникация каждого врача со своим пациентом, чтобы врачи сами немного учили пациентов, что нужно, что не нужно, рассказывали о побочных реакциях, в частности вакцинации. Тогда родители вакцинированного ребенка не будут пугаться посреди ночи, если низкая температура, а не будут звонить, НЕ БУДЕТ вызовов и тому подобное. Три дополнительные минуты, потраченные на объяснения, могут значительно помочь. В Америке в программе обучения врачей есть курс коммуникации с пациентами. Ответственность врача - оказывать пациенту достоверную информацию, причем заранее », - отметила В. Супрун.

О благотворительных фондах и больничные кассы

Во время встречи поднимался вопрос сбора средств в благотворительные фонды при больницах, в частности случаев, когда врачи требуют оплатить такой вклад как условие получения медицинской услуги. Отмечено, что сейчас больницы коммунальной собственности могут получать средства от своего владельца (районный, городской совет) и благотворительных фондов. Это законно, если эти средства действительно возвращаются в лечебное учреждение. Но требование врача давать средства в благотворительный фонд - противозаконная. Единственный способ борьбы - подать в полицию иск на этого врача о таком факте вымогательства.

«Когда будет новая система финансирования, не будет разрешено требовать у пациентов дополнительные средства (кроме сооплаты - Прим. Ред.). Если пациент сообщит Национальной службе здоровья, от него требовали дополнительные средства и он должен их заплатить, подтверждением чего является чек, тогда будет расторгнут контракт на государственное страхование в той больнице, и заведение не будет получать средств (из бюджета). Однако первый раз будет назначен штраф, второй раз - больше штраф, третий раз - еще больший штраф, четвертый раз - нету контракта », - ответила глава Министерства.

По мнению В. Супрун, более эффективным за благотворительные фонды являются система больничных касс, и она должна оставаться, пока не заработают новые механизмы финансирования здравоохранения.

Оплата труда врачей, медицинских сестер и их роль в новой системе

По вопросу, каким образом будет начисляться зарплата медсестрам и втором медицинскому персоналу, указано, что это будет зависет от места работы врача. Сейчас существует очень много амбулаторий, где работают группы врачей. Врачи могут Зарегистрироваться как физическое лицо - предприниматель, могут получать средства напрямую с каждого пациента, и тогда или местная власть будет содержать амбулатория, поэтому им не необходимо будет дополнительно платит, или они будут платить арендную плату и распределять между собой оставшиеся средства, а потом выделять из них на зарплату медсестер. Большинство департаментов здравоохранения, по словам спикера, сегодня хотят оставить свои амбулатория, они подпишут контракт с врачами, Которые там работают, и медсестрами. Они будут получать средства на амбулатория за каждого пациента, а потом платит заработную плату врача, основанную на том, сколько у него пациентов. Медицинская сестра будет получать свою зарплату. Она не будет иметь отдельных пациентов, ведь работает с одним или другим врачом. Врач оплачивать ей работу сам, если будет получать средства напрямую. Если медицинская сестра работать с другими врачами, они будут распределять средства по своему усмотрению.

В. Супрун отметила, что на сегодня уже подписан закон об автономизации медицинских учреждений . Поэтому медицинские учреждения могут превратиться в некоммерческие предприятия. Это означает, что они будут иметь другое администрирования внутри своего заведения, получат независимость от своего владельца, финансирование будет поступать не только от владельца, но и из других источников. Это первое.

Второе - это закон освобождает медицинское учреждение от тарифной сетки государственной структуры. То есть учреждения здравоохранения, в которых врачи сейчас не могут зарабатывать больше чем 5-6 тыс. Грн., А медсестры - 3,5 тыс. Грн., В новых условиях смогут платить своим медсестрам 5-7 тыс. Грн., а врачам - 10-12-25 тыс. грн. в зависимости от того, сколько средств будет поступать. Учреждения здравоохранения получают больше управленческой свободы в середине заведения по распределению средств и т.п., и это поможет создать такие условия, чтобы врачи хотели обслуживать больше пациентов, потому что тогда у них будет больше зарплата. Все остальные работники учреждения здравоохранения будут заинтересованы, чтобы именно в нем было много пациентов, чтобы они возвращались, приводили своих родственников и друзей, ведь зарплата всего персонала учреждения будет зависеть от количества пациентов.

По загруженности семейных врачей и их возможности охватить педиатрию и другие направления отмечено, что семейные врачи получили образование и имеют соответствующую практику. Но некоторые родители хотят, например, чтобы их дети посещали педиатра. Реформа, которую предлагают МЗ Украины и Правительство, по словам В. Супрун, восстанавливает присутствие педиатров на первичном звене. Также отмечено, что сейчас в Украине существует дефицит педиатров, руководство Министерства в связи с этим планирует поощрять студентов медицинских заведений выбирать педиатрию, ведь норматив финансового обеспечения на одного пациента детского возраста будет не 210 грн., Как для взрослого, а больше, и приблизительное нагрузки на педиатра первичного звена составит 800-900 пациентов. Кстати, больше норматив финансового обеспечения будет и для пациентов старшего возраста, которые имеют много болезней и требуют большего внимания и времени врача.

Кроме того, значительную часть первичной информации о пациенте может собирать медсестра, записывать жалобы, измерять давление, пульс, температуру и т.д., а врач в это время работает с другими пациентами. Затем врач приходит и общается с пациентом. Это сэкономит время врача и сделает его работу более эффективной. Медсестры и фельдшеры, соответственно, должны проходить интенсивнее обучение и получат больше ответственности, а врачи смогут больше времени заниматься своими непосредственными обязанностями - служением.

«Врач должен иметь вокруг себя тех, кто помогает делать его работу, - административный персонал, медсестры, лаборанты, фельдшеры. Я очень уважаю врачей. Я думаю, что наша профессия самая лучшая в мире, и то, что мы делаем, - супер. Я бы хотела, чтобы врачи в Украине имели такое же уважение, как в других странах Европы и мира. Мы должны сами себя «повысить» до этого уровня, чтобы стать достойными этого уважения. Образование, постоянное обучение, интерес в новых протоколах, участие в конференциях, встречи, написание научных трудов, следование этическим и клиническим правилам, которых придерживаются врачи в Европе, - я думаю, что это наша цель. Поскольку мы сами этого хотим, стремимся к этому, я думаю, что мы можем это сделать. Все это увидят, и это уважение вернется », - отметила В. Супрун.

Во что необходимо инвестировать дополнительно?

Сфера системы здравоохранения, которая нуждается во внешней финансовой помощи из зарубежья, это - общественное здоровье и реформирования системы экстренной медицинской помощи.

Общественное здоровье - здравоохранение целого народа. В Украине сейчас регистрируют эпидемии туберкулеза, ВИЧ и гепатита С. Туберкулез можно лечить собственными силами - это не так дорого. Но сейчас происходит перезагрузка системы оказания медицинской помощи больным фтизиатрического профиля, чтобы лечение происходило преимущественно на амбулаторном уровне, и именно тех пациентов, нуждающихся в терапии, относящихся к группам повышенного риска. Преодоление ВИЧ и гепатита С - это необходимость закупать очень дорогие лекарства. С экономическими возможностями Украины трудно лечить всех с этими болезнями. На сегодня очень помогают международные партнеры, но нам все равно нужно увеличить объем лечебных мероприятий для этих пациентов. Очень важно улучшать профилактику, чтобы люди не заболели эти патологии, а сумели себя защитить. Необходимо проводить просветительскую работу, коммуникационные кампании - очень важно, чтобы люди понимали, как они могут заболеть, и занимались профилактикой. И второе - если они заболеют, куда они могут обращаться за помощью.

По словам исполняющего обязанности министра здравоохранения Украины, сегодня в стране официально зарегистрировано 47 тыс. Больных гепатитом С, но, по данным Всемирной организации здравоохранения, таких лиц 1,5-2 млн. Ситуация значительно ухудшилась с начала проведения антитеррористической операции.

«У нас возникнет большая проблема, если не будем проявлять эту болезнь. Лечение довольно дорогостоящее. Но есть хорошие новости - гепатит С можно вылечить. Уже есть новые американские препараты для лечения таких пациентов, Украина закупает за очень хорошую пониженную цену. Думаю, что мы сможем это преодолеть », - отметила В. Супрун.

Необходимо также инвестировать в систему экстренной медицинской помощи. На сегодня в Украине нет общегосударственной национальной системы диспетчерской службы. В большинстве стран мира 75-80% людей, которые умирают, умирают в больницах. Их или привозят в лечебное учреждение в таком состоянии, когда уже ничего нельзя сделать, или они умирают дома, потому что сами так решили. В Украине, наоборот, 75% умирают не доезжая до больницы, на догоспитальном этапе - по дороге: или их задолго забирают, либо не довозят.

Поэтому необходимо поработать над улучшением нашей системы экстренной медицинской помощи, потому что очень многие граждане впервые сталкиваются с системой здравоохранения именно тогда, когда вызывают «скорую». В этой системе должны работать обученные люди, с правильной образованием и отработанными навыками. Необходима современная диспетчерская служба, которая может быстро направить машину к пациенту, выбрав оптимальный вариант из всех возможных. Для этого необходимо и достаточное количество машин, и продуманное размещение пунктов базирования автомобилей «скорой» для срочного проезда к больному. Необходимо также проложить и отремонтировать наши дороги, чтобы «скорая» могла всегда доехать до пациента.

Руководительница МОЗ Украины отметила, что очень многие люди не понимают, что дороги является частью системы здравоохранения. Ведь когда нет возможности доехать до больницы или врача, то врач или больница ничего не могут сделать. Поэтому необходимо вкладывать средства и в развитие инфраструктуры. Также важно, чтобы у диспетчеров службы и всех граждан, всех пациентов было понимание, чем именно является экстренная помощь, при каких симптомах и проблемах необходимо вызвать скорую, и как передать на другой уровень оказания медицинской помощи непрофильный вызов. Чиновник озвучила цифры, по которым в 2015 в Украине было 9500000 вызовов скорой, и лишь около 2 млн пациентов были госпитализированы. Для решения этой проблемы можно создавать колл-центры, которые уже есть в некоторых регионах, куда можно позвонить, поговорить с врачом и решить вопрос в большинстве случаев.

Также необходимо обучение пожарных и полицейских оказывать первую догоспитальном помощь. Особенно это касается дорожно-транспортных происшествий, когда первым на место происшествия обычно приезжает патрульная полиция, которая ничего не делает и ждет «скорую». на сегодня МОЗ Украины утверждена соответствующая учебная программа .

Также во время встречи обсуждались вопросы совершенствования педиатрической помощи, службы крови и медицинского обеспечения пациентов с Орфанные болезнями.

Александр Устинов,
фото Сергея Бека

Есть ли политическая воля для проведения реформ?
Эта встреча может дать ответы на такие вопросы, как: что изменится в области здравоохранения, как медицинская реформа будет влиять на граждан и чего ожидать медицинским работникам?
Есть ли политическая воля для проведения реформ?
Вызов врача на дом - быть или не быть?
Во что необходимо инвестировать дополнительно?
Карта