Главная Новости

Книжные склады, библиотеки и читальни

Опубликовано: 01.09.2018

видео Книжные склады, библиотеки и читальни

GARD CAN

Наши заботы о народном образовании ограничиваются исключительно заботой о школе и учителе. Это – довольно грустная ошибка. Школа, как школа, при самой лучшей постановке, далеко не исчерпывает всех нужд народного образования: обучая и воспитывая детей, возбуждая в них потребность самообразования, саморазвития, школа является не более как первым, основным элементом в деле народного образования; это лишь начало образования, которое должно быть развито и закончено дальнейшей жизнью. Одновременно с заботой о школе и детях необходимо принять меры к развитию и распространению образования между взрослыми; в противном случае, школьное обучение не может иметь никого серьезного значения в взрослой жизни, и речь о том, что школа должна развивать в учащихся стремление к самообразованию, явится только злою иронией по отношению к настоящей жизни. К чему развивать в учащихся стремление к самообразованию, если они, по выходе из школы, не имеют никакой возможности к удовлетворению этого стремления. Ограничивать заботы о народном образовании только школой – значит делать дело только наполовину.


Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Прошло уже более 10 лет, как вопрос о народном образовании стал у нас на определенную почву: им усердно занимается печать, его обсуждают в земских собраниях, о нем, как о вопросе модном, все говорят, и нередко с жаром, школа открывается за школой. По-видимому, общество, так сказать, облюбовало народное образование, лелеет его, как дорогое детище, и оно растет, зреет, так что ничего более не остается и желать. Но это только «по-видимому»: результат десятилетней, по-видимому, энергической деятельности по народному образованию крайне ничтожен и, по-прежнему, отовсюду слышится, что «беден, груб и невежествен простой народ».

У нас, говоря вообще, есть только школьное образование, но нет образования народного. Лицам, окончившим курс в народной школе, с самого начала вступления в жизнь приходится жить воспоминанием об обучении в школе, забывать то, чему они учились, поддаваться влиянию совершенно невежественной массы, становиться с нею в один ряд, сливаться с нею. Основывая школу для детей, мы забываем, что рано или поздно дети станут взрослыми, и нисколько не заботимся о поддержке и развитии образования между взрослыми, без чего народное образование немыслимо и что должно быть поставлено во главу дела народного образования, как элемент, вершащий, закрепляющий, упрочивающий образование и развитие народной массы. Мы осознаем, что среднее и даже высшее образование без дальнейшего самообразования и развития оказывается совершенно бесплодным в жизни, и не хотим сознаться в этом по отношению к начальной школе.

Мы знаем, что сведения, распространенные в народной массе западноевропейских стран, очень значительны, что на Западе человек, получивший образование только в элементарной школе, обладает нередко знаниями, каких не грех пожелать лицам, получившим у нас среднее и даже высшее образование, и как бы не понимаем, что не начальная школа дала эти сведения: ей принадлежит лишь толчок к образованию, а все сведения приобретены в жизни посредством распространенного в народе чтения книг.

До какой степени распространение к народе книг является могущественным средством в деле образования легко видеть из того, что в Ковенской губернии, в 1864-1865 годах, т.е. еще до открытия там народных училищ, почти все жмудское население было грамотным, умело читать по-жмудски, благодаря только фанатическому усердию нескольких лиц, распространявших в народе азбуки и различные книжки на жмудском наречии. А между тем, на правильное распространение книг в народе до сих пор не обращено должного внимания: до сих пор не редкость такие уездные и даже губернские города, в которых или совершенно нет никакой книжной торговли, или есть книжные лавчонки, распространяющие в народе книги, поддерживающие и развивающие суеверия, предрассудки, не дающие народу никаких знаний, возбуждающие только праздную фантазию. Остается только подивиться и пожалеть, что подобная печатная дрянь, украшенная суздальской живописью, расходится целыми возами.

Торговля книгами для народного чтения будет правильно организована в том только лишь случае, если при каждом народном училище будет устроен книжный склад, из которого крестьяне могли бы покупать необходимые для них книги […]

В Ставропольской губернии почти при каждом штатном училище существует книжный склад; всего в настоящее время не менее 31 склада. Каталог книг, составленный ставропольской дирекцией народных училищ для складов, не может быть назван вполне удовлетворительным; но в нем, кроме книг религиозно-нравственного содержания, есть книги исторические, географические, по объяснению явлений природы, по сельскому хозяйству и гигиене. Кроме Виленского округа и Ставропольской губернии, книжные склады устроены также и некоторыми – весьма немногими, впрочем, - земствами. Но до настоящего времени склады являются более или менее случайно, то в той, то в другой местности; каталоги книг весьма неполны – словом, дело делается наполовину, а потому, хотя и получаются некоторые результаты, но далеко не той почтенной величины, какой они достигнут при разумной, правильной организации дела. Каталоги книг для народных складов должны быть составлены как можно полнее и разнообразнее, что легко сделать с помощью каталога «Комитета грамотности» и брошюр, издаваемых комиссиею народных чтений в Соляном городке. Книжных складов должно быть столько, сколько существует народных училищ: в каждой местности, где возникает училище, непременно должен возникнуть и книжный склад, как непосредственное продолжение училища, как элемент, органически связанный со школою, как орудие для того, чтобы создать, с помощью школы, не только школьное, но и действительно народное образование.

Нередко случается выслушивать жалобы от лиц, близко стоящих к народному образованию, что устраиваемые склады идут плохо, книг расходится мало. Жаловаться тут не на что: склады – не более как возможность для крестьян купить ту или иную книгу; материальные же средства крестьян, которые у большинства весьма скудны, не могут позволить им покупать много книг; значит, кроме складов – возможности покупать книги, по мере средств – должна быть дана крестьянам возможность даром пользоваться книгами настолько, насколько является в этом необходимость. При каждом народном училище должна существовать, вместе со складом, народная библиотека и читальня. Крестьяне должны бесплатно пользоваться библиотеками и читальнями; заведовать ими и руководить чтением крестьян должны народные учителя. Библиотеки и читальни должны быть открыты по праздникам и каждый день по вечерам; книги из библиотеки необходимо выдавать и на дом; читальня должна быть организована так, чтобы она была доступна и безграмотным: то есть, кроме самостоятельного чтения, должно быть чтение вслух, для безграмотных.

Такое учреждение, давая крестьянам возможность разумного отдыха, правильного умственного освежения после тяжелого физического труда, должно освежать их нравственно, пробуждать в них нравственное чувство, заглушать потребность грубого разгула, бесшабашной попойки, должно парализовать влияние кабака как места сходки, праздного отдыха, бессодержательного обмена мыслей – для одних, и места животных увлечений, нравственной и физической гибели, физического и нравственного растления – для других.

Голос. 1875. 1 апреля

Карта
rss