Главная Новости

Нежность (фильм, 1967)

Опубликовано: 06.09.2018

видео Нежность (фильм, 1967)

Нежность Поет Майя Кристалинская Maya Kristalinskaya Neznost

«Нежность»  — художественный фильм, снятый в 1966 году на киностудии Узбекфильм режиссёром Эльёром Ишмухамедовым . Дипломная работа 24-летнего режиссёра. Фильм положил начало содружеству режиссёра Эльера Ишмухамедова и сценариста Одельши Агишева .



Сюжет фильма построен вокруг темы взросления, юности, первой любви и первых проблем. Действие фильма происходит в Ташкенте .

Композиционно картина состоит из трех новелл, связанных родственными, дружескими и любовными отношениями между главными героями. Первая новелла, «Санжар», названа по имени главного действующего лица. Санжар встречает Лену и в нём вспыхивает чувство любви, хотя герой понимает, что оно останется безответным. Действие новеллы «Лена» происходит в старом кишлаке, в степи. Она повествует о прошлом главной героини — о том, как она была эвакуирована из Ленинграда в дни блокады, а также о её настоящем, о взаимной любви Лены и Тимура. В конце новеллы она погибает, спасая мальчика.


Рита Дакота - Нежность (0+)

Последняя новелла, «Мамура», — о девушке, влюбленной в Тимура. Он рассказывает ей печальную историю своей любви — о погибшей Лене. Мамуру очень трогает эта история. На карнавале Мамура не может сдержать слез — ей жалко Лену, жалко Тимура и жалко себя… Там же она встречает Санжара, который ничего ещё не знает о смерти Лены и утешает плачущую Мамуру. Для них жизнь продолжается, а фильм заканчивается салютом в честь всех влюбленных.


KREC - Нежность

Будущая дипломная работа выпускника ВГИКа Эльера Ишмухамедова планировалась как короткометражная. Студия «Узбекфильм» собиралась запустить две новеллы, вторую должен был снимать другой выпускник Дамир Салимов . После совместной доработки сценарий, посвященный судьбам нескольких молодых людей, жителей Ташкента, вырос до трех новелл и режиссером остался Ишмухамедов. Тем не менее 31 декабря 1965 года фильм был подписан в производство как короткометражный [1] .

В январе 1966 года съемочная группа выехала в Ташкент на поиск натуры. Начался подбор актеров. На роль Тимура Эльер выбрал своего одноклассника по ВГИКу Родиона Нахапетова. После сложных поисков, на роль Лены утвердили Марию Стерникову, выпускницу Школы-студии МХАТ, известную по фильму «Мимо окон идут поезда». В картине оказались заняты непрофессиональные актеры. На роль Санджара взяли старшеклассника одной из ташкентских школ Ровшана Агзамова [1] .

Едва начавшись, съемки картины были прерваны ташкентским землетрясением , произошедшим 26 апреля 1966 года. Практически вся натура ( старый город Ташкента) оказалась разрушена. В город были введены войска и установлен комендантский час. Не было возможности привлечь массовку, оказались разрушены построенные декорации. В результате концепцию картины пришлось полностью пересмотреть, в большей мере импровизировать, включить в видеоряд значительный объем документальный съемки. Использовался прием скрытой камеры. Так оказалась снята вся первая новелла и часть второй. В результате встал вопрос о расширении фильма до полнометражного. Ишмухамедов выехал в Москву и, после демонстрации готового материала в ГосКино, получил одобрение на съемку полнометражной версии [1] . Фильм вышел на экраны 31 июля 1967 года [2] .

Дебют молодого режиссера получил позитивные оценки критики. Рецензент дипломной работы Георгий Данелия отметил эстетику и художественный вкус, актерскую игру, своеобразную пластику фильма: походку, мимику и жесты героев. Не совсем удачно подобран ритм картины, местами создатели чрезмерно увлекаются музыкальной составляющей. Специалисты высоко оценили мастерство оператора картины Фатхуллина, хотя сам режиссер отмечал, что творческого контакта у них так и не состоялось и часть картины снимал второй оператор В.Ковальский [1] .

В картине заметно влияние мэтров итальянского неореализма и французской новой волны . Манера отражать основной конфликт картины, столкновение героев не на работе, а в пространстве досуга: на улице, на пляже, в транспорте — дань стилю Микеланджело Антониони . Финальная сцена карнавала, плачущая героиня — реверанс знаменитой картине «Ночи Кабирии» Федерико Феллини [3] .

Настроение «оттепели» заметно в свободном движении камеры, вольном обращении с мизансценой, уличном языке героев. Главная героиня Лена — антигерой, что совершенно нехарактерно для советских фильмов [4] . Как отметил Кирилл Разлогов , сам лирически-непритязательный тон картины уводил зрителя от канонов соцреализма [5] . Сергей Кудрявцев в своей рецензии отметил точно переданный дух 1960-х и назвал Тимура в исполнении Родиона Нахапетова героем нашего времени. Картина заняла достойное место в ряду кинематографа оттепели [6] . Эльер Ишмухамедов, наряду с Толомушем Океевым и Шакеном Аймановым открыл, своего рода, «новую волну» среднеазиатского кинематографа в середине и конце 1960-х [7] .

Карта
rss