О минимализме и пользе от разбрасывания вещей

Опубликовано: 06.09.2018

Как часто вы задумываетесь, насколько  современный мир потрясающ? Мы живём в эпоху невероятного изобилия: в наших карманах гаджеты, открывающие доступ ко всем знаниям мира, вне зависимости от времени суток и нашего местоположения мы можем найти практически любую информацию, получить онлайн любой навык или даже целое образование.

А теперь честно, используем мы хотя бы половину этих своих возможностей? Хотя бы десять процентов?


КАК ЗАРАБОТАТЬ ПЕРВЫЙ МИЛЛИОН?

Конечно, нет. Когда у нас полный холодильник еды, мы можем позволить себе выкинуть недоеденную кашу, и сегодня это уже даже не кощунство, а рекомендация диетологов. С информацией то же самое.

А теперь представьте, каково детям, которых это изобилие окружает с первых месяцев жизненного пути. Вы приводите ребёнка в зоопарк, а ему так скучно! Он зевает при виде льва, потому что этого льва он уже видел тысячу раз на картинках в интернете, сто раз на видео на ютубе, в мультиках и фильмах. Многие родители жалуются, что в путешествиях младшее поколение иногда вообще не хочет выходить из отеля и ходить на какие-то экскурсии. Подумать только! Мы в их возрасте и мечтать не могли о том, чтобы проводить по месяцу в Египте, а им тут, видите ли, скучно! А дома? Неужели дети не понимают, как много у них есть того, что было недоступно нам в нашем детстве? Килограммы мягких игрушек, горы самых разных книг, всевозможные виды развивающих наборов по принципу «чем больше, тем лучше». Пятнадцать развивающих игрушек – пятнадцатикратное развитие одного ребёнка! И самое главное, нельзя упустить ни минуты детского времени: пока ваш малыш отдыхает на диване, чей-то другой уже выучил английский язык с репетитором и собирается занять ваше будущее бюджетное место в университете. Поэтому чем больше секций дети посещают – футбол, музыкалка, плавание, шахматный клуб, танцы, гимнастика, бисероплетение, - тем выше вероятность им преуспеть в жизни, не так ли?

Надеюсь, в предыдущем абзаце ирония ощущалась достаточно отчётливо, чтобы понять, что количество времени, которое мы посвящаем активной учёбе, отнюдь не означает качество этой самой учёбы. Действительно, те бедные дети, которые вынуждены посещать после школы тысячу кружков, как правило, приходят домой абсолютно выжатыми, у них не остаётся сил на обычную детскую любознательность. Знания в их голове не задерживаются, потому что всё, что впихивают в их головы репетиторы, им вообще не интересно, а именно интерес и любопытство побуждают исследовать мир,  экспериментировать, задавать вопросы и пытаться находить на них ответы. Собственно именно поэтому в последние годы набирает обороты идея анскуллинга – отрицания школы в пользу свободных игр, в которых движимые естественным природным любопытством дети самостоятельно обучаются в домашних условиях. О свободной игре я уже писала ранее – это интересная методика, но всё-таки чересчур смелая и революционная. Поэтому сегодня хотелось бы подробнее остановиться на том, как в домашних условиях помочь пробудить  уснувшее в детях любопытство и жажду знаний, не пытаясь при этом потеснить саму школу.

Итак, первое, о чём надо подумать, организовывая пространство для ребёнка: а нужны ли ему все эти игрушки? Задумайтесь, может быть, это вам важно знать, что у ваших детей «всё есть», тогда как им самим хватит и одного небольшого ящика с солдатиками? Все эти сотни пластмассок и кукол на самом деле только рассеивают внимание. Любая, даже очень качественная и хорошая развивающая игрушка будет абсолютно бесполезной, если она погребена в куче таких же качественных и хороших игрушек, потому что изобилие уменьшает ценность. Ребёнок поиграет с ней двадцать минут в день покупки, а через пару дней уже и не вспомнит, что вы ему что-то подарили.

Вот тут-то и стоит обратиться к минимализму. И в первую очередь, к тому самому приятному и страшному одновременно ритуалу расхламления. Суть его сводится к тому, чтобы выкинуть все вещи, которыми вы или ваши дети не пользовались уже давно. Срок давности (толщину пыли на) вещи вы можете определить сами, но, например, год – достаточно универсальный временной промежуток. Если малыш не притрагивался к плюшевому медведю уже целый год, значит, никакой трогательной детской привязанности тут нет, и медведь может смело отправляться прочь. Если вам жаль выкидывать хорошие игрушки, то отличной идеей может стать пожертвование их детским домам.

Вы освободили детскую комнату, оставив только те вещи, которые действительно интересны и востребованы. Теперь нужно каким-то образом  пробудить детское любопытство и направить его в правильное русло, а именно в обучение. Вот тут-то и начинается самое интересное, ведь я предлагаю заняться стрювингом .

Чем-чем? Стрювингом. От английского strew  - рассыпать, разбрасывать, засеивать. Если честно, я не знаю, какое русское слово может в полной мере описать такое комплексное и многозначное понятие, как strewing, поэтому предлагаю не пытаться его перевести.

Что же такое стрювинг? Это методика «подбрасывания» детям занятий (и не только), чтобы разжечь в них огонь любопытства. Мы, как приманку, оставляем на видном месте набор для творчества, книгу или игрушку и ждём, пока ребёнок на эту приманку клюнет. Просыпается малыш, а у него на столе лежит целый набор разноцветных камней и минералов. Он принимается их рассматривать и сравнивать, а чуть попозже, например, находит в ящике стола интересную книгу о минералах, в которой много картинок, и он может сравнить эти картинки с камешками у себя на столе, а заодно и прочитать про их происхождение, использование и ценность. Если его очень заинтересовала эта тема, то он может брать информацию еще и в интернете. И там уже находит множество видеороликов со всевозможными поделками из камней и… начинает творить.  И всё это он делает самостоятельно, а не под чутким надзором взрослых, поэтому и знания в его голове будут качественнее и сохранятся дольше, ведь обучение в данном случае стало следствием удовлетворения любопытства.

Понятно теперь, почему важен минимализм? Стрювинг практически невозможен в захламлённой комнате, в которой за внимание ребёнка помимо вашей «подброшенной» вещи борется еще сотня разноцветных предметов.

Но стрювинг, конечно, не ограничивается только лишь каждодневным раскладыванием на столе нового творческого набора. Вам придётся подойти к этому делу с фантазией. Творческие наборы нужно раскладывать по квартире в зависимости от темы. Например, изучать продукты лучше на кухне (почему бы не положить там раскраску с фруктами?), а закон Архимеда в ванной (пусть там будет журнал с картинками). Практически утопией можно назвать сад, в котором возле яблони можно узнать историю открытия гравитации Ньютоном, но вдруг у вас есть и такая возможность? Или, например, пазл с известной картиной и несколькими интересными фактами на коробке. А как вам идея положить диск модной американской группы рядом с текстами и переводами их песен?  Да уж, покреативить родителям придётся!

Что важно знать, если вы хотите попробовать стрювинг?

1. Выбирать занятия (творческие наборы) для своих детей, конечно же, нужно основываясь на их предпочтениях. Не нужно пытаться навязать им свои интересы и хобби. Понаблюдайте, какие видео на ютубе чаще всего просматриваются вашими детьми. Если девочка часто смотрит мультики про принцесс и фей, возможно, её заинтересует набор, в котором можно сшить платье или куклу. А мальчик, увлекающийся мультиками, будет в восторге от случайно обнаруженного конструктора Лего (не четвертого по счёту конструктора Лего, а одного единственного, зато с любимыми персонажами и множеством схем для сборки);

2. Не нужно настаивать и заставлять детей играть именно в те наборы, которые вы им «подбросили». Если ребёнок не заинтересовался, то надо подумать о другом наборе или же просто подождать. Помните, что даже самое интересное занятие может угнетать, если приходится заниматься им из-под палки;

3. Не нужно контролировать процесс творчества. Не стоит подглядывать из-за двери, заинтересовался ребёнок или нет, предоставьте ему свободу, и уж точно не стоит вмешиваться. Вы должны быть авторитетным взрослым, к которому ребёнок обратится в случае трудностей, но изначально предполагается, что справиться с предложенным творческим процессом он должен самостоятельно. Да, это может быть не так, как вы планировали, может быть, девочка вместо платья сошьёт подушку, но на то оно и творчество, чтобы реализовывать собственные креативные идеи, а не ваши;

4. Не пугайтесь, если вместо задуманного вами творчества ребёнок не будет ничего делать какое-то время. Это тоже момент, к которому мы еще не привыкли: отдых иногда важнее самого творчества или обучения. Во-первых, именно скука в конце концов приведёт его к тому, что он встанет и начнёт искать, чем бы разбавить свой ленивый день. Во-вторых, отсутствие активной деятельности скорее всего означает, что у ребёнка включился «пассивный режим мозга». Это явление, открытое в 2001 году неврологом Маркусом Райхлом, подробно описал Эндрю Смарт в свой книге «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию». Суть «пассивного режима мозга» заключается в том, что когда люди перестают выполнять задачки на смекалку и вообще каким-либо образом стимулировать свой мозг, и просто лежат, активность мозга не падает, а, наоборот, возрастает. Поэтому нам советуют прогуляться и отвлечься, если у нас что-то не получается, поэтому всякие озарения и гениальные идеи посещают нас не во время экзамена, а после него, когда мы уже в состоянии покоя расслабляемся в кресле. Так что даже если вам невыносимо смотреть, как ребёнок валяется на кровати, хотя рядом остывает новенький набор пластилина, позвольте ему это сделать;

5. И, конечно, не стоит забывать, что чем старше становится ребёнок, тем аккуратнее и ненавязчивее ему нужно предлагать идеи для творчества и самостоятельного обучения. Если тринадцатилетний подросток будет постоянно находить у себя на столе «невзначай» оставленные вами четыре тома «Войны и мира», вы рискуете получить в ответ непонимание и раздражение.

В последнее время в англоязычном интернете стрювингом стали называть вообще любые намёки родителей на возможное обучение вне школы. Так что это смешное слово больше не относится только лишь к разбрасыванию вещей. Получил распространение виртуальный стрювинг – способ сподвигнуть детей на самостоятельное обучение с помощью интернета. Например, посмотреть совместно с ними исторический сериал и вместе разбираться в событиях, послуживших основой для сериала. Посмотрите с подростком фильм «Интерстеллар» и, если ему понравится, есть практически стопроцентная вероятность, что он прочитает всё, что найдет в интернете на тему искривления пространства, «кротовых нор» и других галактик. Плюс, сейчас есть множество программ-помощников, которые рекомендуют ссылки на интересные материалы на основе часто просматриваемых видео и предпочтений. Возможно, этот алгоритм понравится вашим детям и поможет им постоянно находить информацию по интересующим их темам.

Итак, подытожим достоинства и недостатки стрювинга как стимулирования любопытства и творчества. Плюсы:

1. Стрювинг помогает родителям хоть как-то контролировать векторы обучения своего ребёнка в процессе игр. Подкидывая детям идеи, чем бы заняться, вы ответственно подходите к развитию креативности, но не давите на ребёнка обязанностями посещать секции и тратить своё драгоценное время на всё и сразу;

2. Стрювинг поможет вам освободить своё время, ведь он рассчитан на самостоятельное обучение ребёнка. В условиях минимализма и с интересным творческим занятием, вы можете быть уверены, что ваш ребёнок проводит время с пользой, тогда как вы можете спокойно доделать свою работу или уборку, или поспать, или что угодно;

3. Стрювинг поощряет самостоятельное исследование и придаёт уверенности в своих силах. Если поначалу малыш будет приходить с творческим набором к вам, то чем дальше, тем меньше ему нужна будет помощь;

4. Ваш ребёнок перестаёт скучать.

А из минусов я лично выделила бы дороговизну хороших творческих наборов, хотя, с другой стороны, в условиях минимализма должны сократиться траты на множество игрушек, так что, возможно, стрювинг даже поможет сэкономить. Сомнительный минус.

И да, стрювинг потребует от родителей времени и креативности, чтобы придумать, как ненавязчиво организовать вспышки творчества и самостоятельного обучения. А вот недостаток это или достоинство, тут уж вы решите сами.

Главное в стрювинге, на мой взгляд,  не делать акцент именно на обучении, не надо устраивать контроль «приду – проверю». Помните важный момент: все любят учиться и узнавать новое, но никто не любит, когда его учат или еще хуже того – поучают.

Карта
rss