Эволюция японской индустрии аниме

  1. Рассвет японского аниме
  2. Начало Tōei Dōga (теперь анимация Tōei)
  3. Tetsuwan Atomu : первое японское телевизионное аниме
  4. Годы пустыни и появление блокбастера
  5. Распространение фанатов «Japanimation»

В последние годы японская анимация стала популярной во всем мире. Ветеран индустрии Ямагучи Ясуо, который полвека занимается производством аниме, прослеживает историю японской анимации с момента ее рождения до наших дней.

Рассвет японского аниме

Япония начала производство анимации в 1917 году - еще эпоха немых фильмов - с помощью методов рисования методом проб и ошибок и анимации, основанной на анимационных шортах из Франции и США. Люди начали говорить о высоком качестве японских «фильмов о манге». Но японское аниме было дороже, чем западные анимации, и было омрачено популярностью мультфильмов Диснея. Они столкнулись с тяжелой битвой с самого начала.

Одной из вещей, которая помогла им найти свою нишу, было производство аниме для общественных отношений и рекламных кампаний государственных учреждений. Внутреннее производство аниме начинало развиваться с небольшой, но прочной основы, когда Токио и его окрестности пострадали в результате катастрофического ущерба в результате Великого землетрясения в Канте в 1923 году. Аниме-индустрия была вынуждена начать все заново.

Индустрия продолжала бороться, неспособная адекватно реагировать на последовательные инновации, в том числе появление первых раций в 1929 году и цветной пленки в 1932 году. За этот период «Фудзи Нобур» завоевал международное признание Багудайо но тёсоку (Вор замка Багуды), который он сделал, вырезав и вставив чиёгами (японская цветная бумага). Его фильм запомнился как первый, кто почувствовал свое присутствие за пределами Японии.

Многие другие многообещающие аниме-художники появлялись один за другим, но с приближением войны товаров было крайне мало, поскольку национальные настроения стали милитаристскими. Даже фильм было нелегко достать. Именно в этом контексте был выпущен первый полнометражный театральный фильм в истории японского аниме. Momotarō: Umi no Shinpei («Морские воины Момотаро», B & W, 74 минуты), созданные военно-морским флотом, вышли незадолго до конца войны. Это был пропагандистский фильм, призванный поднять боевой дух и приверженность делу войны.

Вскоре после окончания войны Генеральный штаб оккупации союзников (GHQ) собрал 100 художников аниме в разбомбленных руинах Токио, чтобы сформировать Shin Nihon Dōgasha, или New Japan Animation Company. Цель состояла в том, чтобы облегчить распространение политики оккупации, заставляя художников создавать аниме в честь демократии. Тем не менее, многие из художников были очень независимыми и территориальными, и с самого начала компанию раздирали разногласия. Проект отклонился от курса и в итоге распался. Даже GHQ бросил полотенце. Казалось, что переход от милитаризма к демократии не будет таким легким.

Начало Tōei Dōga (теперь анимация Tōei)

Именно в эти годы, когда Япония начала восстанавливаться после катастрофической войны, Акава Хироши, президент кинокомпании Tōei, увидел « Белоснежку» Диснея (1937). Он был поражен великолепным цветом фильма. В 1956 году он построил современную студию - дворец с белыми стенами, с кондиционерами, как его называли люди, - и основал Тэй Дога (сейчас Цей Анимация ). Его амбиции: стать «Диснеем Востока».

Первый полнометражный фильм Тей Дуги «Хакуджаден» был выпущен в октябре 1958 года Первый полнометражный фильм Тей Дуги «Хакуджаден» был выпущен в октябре 1958 года. Он был основан на китайской сказке. Миядзаки Хаяо, который видел фильм в перерыве от подготовки к вступительным экзаменам в колледж, был поражен его качеством. © Цей

Tōei D chosega выбрал Hakujaden (Легенда о Белой Змее) в качестве своего первого фильма. Они отправили исследовательскую группу в Соединенные Штаты и пригласили нескольких экспертов поехать в Японию в качестве наставников. В результате они смогли освоить систему Disney «сборочного производства». Они наняли команду новых сотрудников, которые оттачивали свои навыки, пока они снимали фильм под наблюдением ветеранов-аниматоров, таких как Мори Ясуджи и Дайкухара Акира.

С трудностями, которые можно найти в послевоенной Японии, новая компания смогла привлечь выдающуюся команду молодых талантов, рада работать за относительно низкую стартовую зарплату. Это была типичная трудоемкая компания. Однако, когда усилие правительства по удвоению доходов населения начало действовать, заработная плата взлетела, и компания вскоре оказалась в минусе. Посещаемость «Мирового шедевра сказочного аниме-сериала», «фестиваля манги», проводимого каждый год во время весенних школьных каникул (и в последующие годы, также во время летних каникул), падала. Финансовое будущее компании было неопределенным. Рабочее движение также набирало обороты, вызывая частые трудовые споры и столкновения между администрацией и трудовыми ресурсами. Такахата Исао и Миядзаки Хаяо теперь с Студия Гибли начал свою карьеру в Tōei Dōga (Такахата вошел в компанию в 1959 году, Миядзаки в 1963 году). Оба были активными членами профсоюза: Такахата исполнял обязанности вице-председателя, а Миядзаки - генеральный секретарь.

Tetsuwan Atomu : первое японское телевизионное аниме

1 января 1963 года Fuji Television передал 30-минутный анимационный телесериал под названием Тетсуван Атому (более известный на английском языке как Astro Boy ). Шоу стало неожиданным хитом, начавшим аниме-бум и период напряженной конкуренции за телевизионную аудиторию. Успех ознаменовал начало нового вида индустрии аниме.

Низкие франшизные сборы, выплачиваемые студии для Tetsuwan Atomu (созданной Tezuka Osamu, президентом Mushi Production), означали, что компании необходимо было найти способ резко сократить производственные затраты. Они безжалостно сократили количество рисунков, обрезали количество линий в каждом изображении до минимума и стали использовать больше неподвижных изображений. Они работали над тем, чтобы сделать сюжетные линии более быстрыми, и разработали умные способы имитации движения, от звуковых эффектов до диалога.

Компания компенсировала свои убытки доходом от авторских прав - лицензировала права на персонажа Atom своему корпоративному спонсору, кондитеру Мейджи Сейке, который использовал этот персонаж на популярной марке конфет. Когда компания все еще объявила о потере, Тэдзука решил инвестировать свой собственный доход от публикации манги. Это был щедрый жест, типичный для человека, которого они называли «богом манги».

Годы пустыни и появление блокбастера

Мерчендайзинг стал частью основной бизнес-модели для всех последующих телевизионных аниме. Самый популярный жанр был посвящен научной фантастике и космосу, за которыми следовали показы о девушках с магическими способностями. В 1968 году началась популярная бейсбольная тематическая игра «Kyojin no hoshi» («Звезда великанов»), за которой в 1969 году последовал первый эпизод семейной драмы « Сазэ-сан», который и по сей день продолжается как самый продолжительный сериал в истории аниме. Но не каждая серия могла стать победителем, и с перенасыщением рынка конкуренция усилилась.

В Tōei Dōga, который продолжал иметь дефицит из-за высоких производственных издержек, отношения между персоналом и администрацией ухудшились, что привело к локауту и ​​увольнениям летом 1972 года. Производство Mushi обанкротилось в 1973 году (хотя профсоюз позже перешел во владение Tezuka , основатель и руководил компанией до наших дней). Аниме индустрия впала в рецессию За этим спадом стояли крупные экономические проблемы, такие как шок Никсона в 1971 году и нефтяной кризис 1973 года.

Когда закончился анимационный телесериал, персонал был расформирован. Система трудоустройства, основанная на стаже работы, была разрушена, и они перешли на систему оплаты труда, основанную на результатах работы. Они должны были изменить корпоративный стиль, который был бы более совместим с проницательной политикой телевидения.

На фоне рецессионных настроений этих мрачных лет появилась новая работа, которая бросила вызов идее аниме как просто развлечению детей. Uchū senkan Yamato (Космический линкор Yamato), выпущенный в 1974 году как телесериал, а в 1977 году - художественный фильм, стал социальным явлением, чрезвычайно популярным среди миллионов молодых людей.

Распространение фанатов «Japanimation»

Тем временем японское телевизионное аниме стало популярным среди молодежи за рубежом. В некоторых странах взрослые отвергли его, назвав его «Japanimation» и раскритиковав его как дешевый, жестокий и откровенно сексуальный. Когда Kyandi kyandi (Candy Candy) транслировалась во Франции, молодые девушки были приклеены к экрану телевизора. Некоторые родители возмущались этим, утверждая, что их дети были испорчены странной культурой с Востока. Тем не менее, фанатов аниме продолжает расти по всему миру, в основном среди молодежи. Некоторые фанаты даже задаются вопросом: «Почему наша страна не может создавать произведения, которые превосходят Japanimation?» Сегодня «Japanimation» означает нечто совершенно иное, чем те негативные коннотации, которые у него были.

Несмотря на то, что количество телевизионных аниме постепенно восстанавливалось после краха пузырчатой ​​экономики в 1992 году и экономического спада 1990-х годов, отрасль в целом никогда не возвращала пышность своих золотых лет. Спад доходов от рекламы, сокращение рождаемости и популярность альтернативных видов развлечений, таких как видеоигры и мобильные телефоны, привели к вялым рейтингам в прайм-тайм и снижению количества аниме с пика в 2006 году. Хотя аниме стало меньше Основные коммерческие станции сегодня, другие каналы остались дружественными к аниме: среди них главный телевизионный канал Токио, затем местные и региональные станции, спутниковые каналы и другие системы связи. К сожалению, эти меньшие каналы, как правило, имеют меньшие бюджеты, чем основные станции, с предсказуемыми последствиями для производственных затрат.

Японская индустрия аниме находится на переломном этапе. Реальность такова, что многие компании, занимающиеся производством аниме, испытывают трудности и стали всего лишь субподрядчиками для телевизионных станций. Необходимость улучшения статуса этих компаний является одной из главных проблем, которые необходимо решить, чтобы отрасль продолжала развивать новые таланты в будущем.

(Первоначально опубликовано на японском языке 28 ноября 2013 г.)

Некоторые фанаты даже задаются вопросом: «Почему наша страна не может создавать произведения, которые превосходят Japanimation?
Карта