Обзор: Point Blank

Одной из первоначальных претензий Ли Марвина к славе было изуродовать лицо Глории Грэхем чашкой обжигающего кофе в фильме Фрица Ланга « Большая жара» , но даже для типичного бандита в кино было что-то более страшное в его исполнении в оригинальном произведении Джона Бормана в 1967 году. Нуар Поинт Бланк . С пугающими широкими плечами, жесткими, обжигающими глазами и лицом, которое выглядело, как будто оно вырезано из железа, Марвин был внушительным голиафом, и, когда он восстает из мертвых во время титульных титулов Тур де Сила Бормана, человек сразу становится осознавая огромную физическую силу актера. Стоя и молча топая среди блестящих высоток Лос-Анджелеса с огромным пистолетом .38 наготове, персонаж Марвина кажется почти нечеловеческим; его прозвище, состоящее из одного слова, Уокер, и отсутствие диалога в течение первых 20 минут фильма просто подтверждает впечатление, что он не человек, а необузданная, нерушимая стихийная сила. Задолго до того, как Мел Гибсон превратил персонажа в очаровательного и мудрого антигероя в жалком римейке « Возмездия» , «Уокер Марвина» был абсолютным бессмысленным злодеем кино - пугающе решительным, беспрепятственным из-за таких досадных человеческих эмоций, как любовь, сочувствие или угрызения совести, и нежелание остановить кровопролитие, пока он не выполнит свой квест.

Этот квест, как Бурман пишет в первые несколько мгновений мастерства Point Blank , включает в себя возвращение 93 000 долларов, которые были украдены у него во время ограбления. Посредством множества молниеносных, собранных эллиптически кадров мы становимся свидетелями того, как Уокер вместе со своим лучшим другом Мэлом Ризом (хныкающим и образцовым Джоном Верноном в его первой роли на экране) и женой Линн (Шарон Акер) успешно перехватывают тайное падение денег. выезд на Алькатрас; когда Риз находит, что его доля добычи не является удовлетворительной, он и Линн затыкают Уокера дырявой в сырой темной тюремной камере. Оставшись мертвым, Уокер каким-то образом удается выжить в засаде и, с животом, полным свинца, возвращается в Сан-Франциско, плывя по коварному течению Алькатраса на его спине. Год спустя таинственный информатор рассказывает ему, как найти свою жену и Риз, но, как ясно показывает Уокер, его мотивы не месть. Он просто хочет то, что по праву принадлежит ему: $ 93 000.

Если Уокер не заинтересован в возмездии, которого большинство мужчин жаждут после такого предательства, Борман также не заинтересован в том, чтобы просто воспроизвести стиль и тон прототипного фильма «Нуар». (После британской комедии 1965 года « Поймай нас, если сможешь» , режиссер « Бланк» был американским кинематографическим дебютом режиссера.) Под влиянием радикальных формальных нововведений французской «Новой волны», европейской суеты фильмов Микеланджело Антониони и жанра ревизионизма вестернов-спагетти Серхио Леоне, Бурман намеревался создать триллер, который выглядел и чувствовал себя, как ничто иное, используя широкоэкранный кинематограф Panavision, взрывные цвета и многослойный саундтрек, чтобы заново представить картину нуара как высокопоставленный фильм европейского искусства. В то время как нуары, как правило, могут похвастаться темным, экспрессионистским взаимодействием между светом и тьмой, Борман отдает большую часть своего фильма ярким дневным и летним цветам. Там, где noir создает визуальную и тематическую атмосферу сужения и тюремного заключения, Бурман снимает все на большом широкоэкранном экране, на котором персонажи находятся в гнетущих открытых пространствах и, когда на экране несколько человек, на противоположных концах кадра. И вместо типично замысловатых повествований Нуара, включающих множество ненужных экспозиций, фильм Бормана представляет собой модель молчаливого визуального повествования, которая открыла новые возможности в нелинейном кинематографическом построении повествования.

Однако то, что делает Point Blank настолько необычным, это не его отклонения от жанровых условностей, а виртуозное использование Борманом такой нетрадиционной авангардной стилистики для насыщения происходящего классическим нуар-настроением экзистенциального оцепенения и романтизированного фатализма. Действие разворачивается против (и в пределах) солнечного корпоративного ландшафта Лос-Анджелеса, характеризующегося его стерильной, подавляющей огромностью - расположенной в углах необычных композиций Бормана, колоссального архитектурного или естественного здания, отягощающего его спину (если не буквально толпящего его) за кадром) Уокеру отказано в убежище. Через странные ракурсы камеры и стилизованные композиции, которые позиционируют нашего героя как бессильного и плывущего среди этого злобного, иностранного мегаполиса, Бурман создает тон непростой дислокации. Лос-Анджелес кажется более угрожающе негостеприимным на солнце, чем ночью, и эта ирония играет роль дихотомии фильма между старым и новым миром. Так же, как зловещая тьма классического нуара заменяется в « Point Blank » жуткой яркостью, так же преступник старой школы Уокера был заменен корпоративными злодеями, которые отрабатывают свои гнусные схемы от имени безликих финансовых организаций (Риз украл деньги Уокера как средство покупки его путь обратно в зловещую «Организацию»). Для этих конгломератов «Прибыль - единственный принцип», и в отличие от двухразрядного мошенника прошлых лет (из которых Уокер является одним из них), они занимаются чеками, а не наличными.

Всепроникающее чувство дезориентации фильма усиливается воспоминательной структурой сценария (адаптированной из романа Дональда Уэстлейка, написанного Александром Джейкобсом, Дэвидом Ньюхаусом и Рэйфом Ньюхаусом). Подобно римейку Дона Сигела 1962 года «Убийцы» (в котором также сыграл главную роль Марвин), « Бланк Точки» легко прыгает назад и вперед во времени, но наклонный рассказ Бормана, в отличие от более обычного триллера Зигеля, работает на несколько подсознательном уровне. Фильм ощущается преломленным в голове главного героя, а хронологическая логика размыта из-за свободной ассоциации повествования, в которой подсознательно переплетаются определенные звуки, цвета и образы (техника, которую Стивен Содерберг использовал в фильме «Лайми» в 1999 году). Риз, прося о своей жизни, говорит Уокеру доверять ему, и обращение вызывает в памяти воспоминания о том, как его бывший друг в последний раз выступал с такой просьбой. Уокер видит разбитую бутылку духов в раковине, и изображение кружащейся красной жидкости немедленно заставляет его вспомнить, как его застрелили на Алькатрасе (или он предвидит драку в ночном клубе, которая еще не произошла?). Поскольку история непостоянна и изобилует обходными путями и отступлениями, любая легкая интерпретация ставится под сомнение мучительной двусмысленностью сценария.

Несмотря на нежелание фильма дать однозначные ответы по этому вопросу, можно смело предположить, что Уокер смертельно ранен во время первой сцены фильма, и что его выздоровление и поиск за 93 000 долларов - это просто сон смертельной лихорадки. Бурман неоднократно намекает на такое прочтение, начиная с первой встречи Уокера с его загадочным благодетелем на лодке, кружащей вокруг Скалы (речь гида о почти невозможности сбежать из островной крепости прерывается невероятным видом Уокера, плывущего обратно в цивилизацию ) к многочисленным сценам, в которых он либо обрамлен подобными полосам тенями (вспоминая камеру Алькатраса, в которой он был застрелен), либо кем-то сказал, что он должен просто «лечь и умереть». Слабое исполнение Марвина только усиливает эту интерпретацию - с его невыразительным Лицом к лицу и смертельной тишиной напоминает ходячего трупа, стремящегося к своей единственной цели, как призрак, который должен выполнить одну последнюю незавершенную земную задачу, прежде чем войти в загробный мир.

Главные герои нуара отчасти определяются своим духовным, эмоциональным и / или психологическим отчуждением, и, следовательно, бесстрастием Марвина, отраженным в каждом из его раздробленных разговоров, определяет его как человека, отрезанного от мира и одинокого в этом мире. Когда Уокер находит свою жену, он врывается в ее дом и, отбрасывая ее в сторону, инстинктивно запускает свой гигантский револьвер в ее пустую кровать. Это символический акт сексуального насилия, направленный на то, чтобы очистить себя от любви к Линн, но этот жест является пустым рефлексом, а не побочным продуктом сдерживаемых чувств - поскольку его немость во время их последующего разговора говорит о том, что он не способен сформировать даже самые основные человеческие связи, гораздо меньше испытывающие страсть, доброту или страдания. Когда Уокер неоднократно хлопает сестру Линн Крис (Энджи Дикинсон), он стоит там и берет ее; когда она закончит, он методично поправляет костюм, подходит к дивану и включает телевизор, чтобы послушать разговор актера о «невротической инерции». Позже, когда он бросает Криса, чтобы закончить свою миссию, она спрашивает его: «Эй, какая у меня фамилия? »Его ответ (« Как меня зовут? ») душераздирающе резюмирует непоправимую изоляцию, которую и Уокер, и его окружение обречены терпеть.

Хотя « Point Blank» изобилует экзистенциальным недугом, это также один из самых жестоких сексуальных криминальных фильмов, когда-либо снятых. Бурман стреляет в насилие, демонстрируя не только намеки на сексуальное зло, и многие из самых жестоких моментов Уокера (врываясь в дверь Линн и хватая ее за рот, когда он вращается по кругу с пистолетом, взведенным и заряженным; насильно тянется между ног Секретарь организации для того, чтобы отключить офисную сигнализацию) имеет более чем намек на бессмысленную распутность. Все, что не кажется безличным в мире Бормана, кажется испорченным дешевой глупостью (например, кроваво-красный джаз-клуб, который Уокер не может понять), и это заслуга фильма, что режиссер не уклоняется от предоставления безвкусные удары (оружие, детка, секс, убийство), которые всегда оживляли даже самых лучших нуаров.

После отправки всех, кто встает на его пути (включая старого приятеля Риза, который встречает безвременную кончину, стремительно обнажающуюся с балкона отеля на улицу внизу), Уокер похищает крупную организацию Организации по имени Брюстер (которую играет неуклюжий Кэрролл О'Коннор) и наконец приступает к получению своих денег. Но так как он уже умер и, следовательно, деньги на самом деле ничего не значат, неудивительно, что, когда работа сделана и бабло для взятия, Уокер - уставившись на свой приз, полузакрытый в тьма - ничего не делает. Для фильма о мёртвом человеке, вовлеченном в самопроизвольное, самосохраняющееся и совершенно бессмысленное преследование относительно скудной щедрости, окончательное изображение Уолкера, уходящего в окутывающую тьму, является подходящим унылым заключением для одного из самых мрачных нуаров, порочные и изобретательные шедевры. В конечном счете, Уокер оказывается там, где и начал, но после «Бланкера Бойман» Нуар никогда не будет прежним.

В ролях: Ли Марвин, Энджи Дикинсон, Кинан Уинн, Кэрролл О'Коннор, Ллойд Бохнер, Майкл Стронг, Шарон Акер, Джеймс Сиккинг, Джон Вернон Режиссер: Джон Бурман Сценарист: Александр Джейкобс, Дэвид Ньюхаус, Рэйф Ньюхаус Дистрибьютор: MGM Продолжительность: 92 мин. Рейтинг: NR год: 1967 купить: видео , Книга

Мы стремимся к тому, чтобы наш контент был бесплатным и доступным, т. Е. Без платных плат или подписки, поэтому, если вам нравится то, что мы делаем, рассмотрите возможность стать покровителем SLANT:

Одной из первоначальных претензий Ли Марвина к славе было изуродовать лицо Глории Грэхем чашкой обжигающего кофе в фильме Фрица Ланга « Большая жара» , но даже для типичного бандита в кино было что-то более страшное в его исполнении в оригинальном произведении Джона Бормана в 1967 году

Или он предвидит драку в ночном клубе, которая еще не произошла?
Позже, когда он бросает Криса, чтобы закончить свою миссию, она спрашивает его: «Эй, какая у меня фамилия?
« Как меня зовут?
Карта