Китаец с европейским сердцем

  1. ФИЛЬМОГРАФИЯ

Кинорежиссера из Гонконга Вонга Кар-Вая считают одним из лучших режиссеров мирового кино. Поскольку именно Кар-Вай в этом году возглавляет жюри Каннского кинофестиваля, который пройдет с 17 по 28 мая, является возможность поближе присмотреться к творчеству этого талантливого человека.

Вонг Кар-Вай, которому в июле исполнится 48 лет, родился в Шанхае, но когда ему исполнилось пять лет, перебрался с родителями в Гонконг. Это уникальный город, который 1997 после 156 лет британского правления перешло под китайское, до сих пор сохраняет свое уникальное экономическое и культурное лицо. В 1937-м, когда японцы оккупировали Шанхай, который в то время был аналогом Голливуда в Китае, большинство китайских кинематографистов бежали в Гонконг. Очередная волна эмиграции китайцев к «малого Китая» поднялась в годы китайской «культурной революции» и не приходит по сей день, поскольку Гонконг по уровню демократии и гражданских и творческих свобод сильно отличается от остальных Китая.

Еще в конце 80-х годов прошлого века Гонконг завоевал для себя титул «столицы кино Азии». «Местные кинематографисты считают своей родиной именно Гонконг, а не Китай», - говорит и Вонг Кар-Вай. В конце концов, сложно себе представить, что уникальный визуальный стиль Вонга, который к этому времени уже сделал его иконой в жанре артистически романтического кино, мог развиться в других местах, а не в Гонконге. В отдельных фильмах режиссера Гонконг является «третьим главным действующим лицом», а неповторимая атмосфера города лишь усиливает так же неповторимую по настроению атмосферу Кар-Ваевих фильмов, которая по характеру гораздо ближе к европейскому кино, чем к азиатскому. Выразительная «европейскости» фильмов Вонга Кар-Вая объясняется тем, что подростком он увлекался романами Бальзака, Толстого и Достоевского, а позже изучал искусство и ставил свои собственные фильмы по образцам французских мастеров Годара и Рене и отца американских «незалежников» Джона Кассаветеса.

Собственно, и в мир кино Вонг Кар-Вай попал благодаря Гонконга. Когда он мальчиком прибыл в город, в котором говорят на кантонском диалекте, то почти ничего не понимал. Здешний диалект он изучил, высиживая часами вместе с мамой на сеансах в местных кинотеатрах.

Высшее образование будущий гуру кино получил на факультете графического дизайна местного политехнического института. Но уже имея в руках диплом графика, еще раз круто изменил свою жизнь, вступив на курсы сценаристов, организовало телевидения Гонконга. Сценаристом Вонг проработал с 1982 по 1987 год. За это время он написал сценарии примерно до 60 фильмов самых разных жанров: от романтических комедий до боевиков. А в 1988 году дебютировал как режиссер-постановщик криминальной мелодрамы «Пока льются слезы», которая имела большой коммерческий успех. В следующем фильме «Дни дикости» (1990) о молодежи, которая бесцельно проживает жизнь в атмосфере Гонконге

60-х годов, уже вполне сформировался известный в настоящее время во всем мире фирменный почерк режиссера: свободно связаны между собой меланхоличные сцены, сочно выписанные в визуальном и музыкальном смыслах, сладкие воспоминания о чем-то утраченное, которые проносят герои-неудачники фильмов Кар- вая. «Дни дикости" не отличились большими кассовыми сборами, но уже в наше время местные кинокритики признали эту ленту лучшей в артистическом плане из всех когда-либо снятых в Гонконге. «Дни дикости» является полным местным аналогом голливудского киношедевра 1954 «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли.

На доходы от первых двух фильмов Вонг Кар-Вай основал совместно с режиссером и продюсером Джеффри Лау собственное независимое кинопроизводственный компании «Джет Тоун ФИЛМЗ». Получив полную творческую свободу, режиссер течение следующих лет снял на этой киностудии свои лучшие фильмы, которые прославили его в мире и принесли призы самых престижных мировых кинофестивалей, в частности, награды за лучшую режиссуру Гонконгiвського кинофестиваля (за фильмы «Дни дикости» и «Чангкингський экспресс») и Каннского кинофестиваля 1997 году ( «Счастливы вместе»), французский «Сезар» за фильм «Любовное настроение», Европейскую кинопремию «Феликс» за фильм «2046».

Продюсеры и актеры утверждают, что с Вонгом Кар-Ваем тяжело работать, поскольку он в значительной степени полагается на импровизацию и редко придерживается графика съемок и текста сценария. На съемках фильма «2046» актеры шутили, что такое название не случайно: мол, Вонг должен закончить его съемки 2046 года. Но противоречивый характер режиссера не отпугнул американских продюсеров: следующие два фильма режиссер снимал в США на английском языке и с голливудскими актерами.

Кстати, уже имея мировую славу, режиссер отказывался съемок рекламных роликов и видеоклипов к песням известных исполнителей.

фрагменты интервью

- Как вы расцениваете нашествие азиатского кино в США в последнее время? Это признак его возрождение или просто западная публика наконец заметила его существования?

- Все мы нуждаемся историй. То, что случается в нашей повседневной жизни, меняет наши истории. Вы могли видеть итальянское кино и французский «новую волну» в 1960-х годах. Это было первое поколение кинематографистов после Второй мировой войны, и у них было много чего сказать, видели новую перспективу. В последние годы кино Азии, например, корейское, даже таиландское кино, стало очень-очень сильным, поскольку оно имеет свои проблемы и новые истории своей жизни. Я считаю, что молодые кинематографисты имеют глобальное мышление, поэтому их фильмы более сприйнятни для западной аудитории.

- Наверное, вам теперь легче организовывать финансирование своих фильмов, поскольку вы уже имеете славу и соответствующую репутацию?

- Не так легко, как вы считаете. В Европе нормой: если ты хочешь работать с их продюсерами, совместными компаниями, то они требуют от тебя сценарий. А мы не имеем сценариев, и в этом проблема. Поэтому ты должен найти кого-то, кто понимает твою работу и имеет доверие к тебе лично. В противном случае это очень трудно.

- Почему создания каждого фильма есть для вас таким проблематичным?

- Причина в том, что каждый фильм занимает у меня очень много времени, поэтому каждый из них я рассматриваю, как последний. А если он последний, то, соответственно, должно быть лучшим из всего, сделанного мной. У меня нет никаких извинений или оправданий для себя. Мои чувства к фильму меняются в процессе его съемок, а это значит, что я часто переделывают историю. На кинофестивалях я одеваю свои черные солнцезащитные очки и иду спать, поскольку у меня нет никакого желания еще раз пересматривать свои фильмы.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

«Леди из Шанхая» (в производстве)

«Мои голубики ночи» (премьера этого года)

«Рука», киноновеллу со сборника «Эрос» (2004)

«2046» (2004)

«Любовное настроение» (2000)

«Счастливы вместе» (1997)

«Отпетые ангелы» (1995)

«Прах времени» (1994)

«Чангкинський экспресс» (1994)

«Дни дикости» (1991)

«Пока льются слезы» (1988)

Это признак его возрождение или просто западная публика наконец заметила его существования?
Наверное, вам теперь легче организовывать финансирование своих фильмов, поскольку вы уже имеете славу и соответствующую репутацию?
Почему создания каждого фильма есть для вас таким проблематичным?
Карта